Композиционная среда скульптурных произведений

В. Вахрамеев «Операция» (1975)

Когда скульптор портретирует саму атмосферу, а не отдельных людей, естественно, что при таком подходе нет места медлительно-раздумчивому многоплановому повествованию. Перед нами непосредственное воспроизведение людей в один из моментов повседневного делового бытия. Мгновенность поз, мимики и жестикуляции придает композиции жизненную достоверность. В таком подходе к «портретированию бытия» случайное оказывается предельно характерным, служит основой для постижения всей сложности духовного строя изображенных людей.

Такой метод работы требует от скульптора развитой интуиции и проницательности, умения добиться активной включенности пространства в композицию. Митлянский обладает этими качествами, помогающими ему метко схватывать главное в людях, остро строить взаимоотношения персонажей, насыщать их жизненной силой, формировать сложными ассоциативными путями среду взаимодействия людей.

В серии «Художники работают» Митлянский рассказывает о художниках серьезно, даже с налетом затаенного драматизма. Он не просто описывает жизнь духовно близких ему людей, он строит конструкцию личности, всякий раз исходя из конкретного жизненного содержания. Выражение «строит», довольно банальное в рецензиях, применительно к серии «Художники работают» очень точно. Именно строит, ищет наиболее точные композиционные и пластические средства выразительности, ищет способы показа непрерывной творческой работы, напряженной и вдохновенной.

Композиционная среда этих произведений — сложная и многоплановая. Не ограничиваясь фигурой портретируемого, скульптор вводит дополнительные, но очень важные элементы: маску, мольберт, раму. С их помощью повествование приобретает оттенок документальной достоверности, нисколько не проигрывая в философской и духовной углубленности.

Сделаем тут небольшое отступление. Было бы ошибочным утверждать, что элементы среды, введенные в пластическую систему станковой скульптуры, есть лишь акценты, необходимые для усиления традиционных выразительных средств. Конечно, окно, мольберт, орган выполняют роль «усилителей», но это не означает, что у них нет иных функций. Являясь частью среды, они не только ее обозначают, но и символизируют в самом непосредственном смысле этого слова. Иными словами, с помощью одного-двух элементов среда города, дома, мастерской становится запечатленной в скульптуре. Художник, таким образом, не только формирует наше жизненное пространство, но, когда это касается города в целом, он делает его «действующим лицом», «персонажем» своих скульптурных произведений.

Подготовлено по книге С. Базазьянца «Художник, пространство, среда»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: