Василий Шукшин. Нравственный кинематограф

Василий Шукшин. Нравственный кинематограф

Шукшин понял: «Нравственность есть Правда. Не просто правда, а — Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду» (Шукшин В. Нравственность есть Правда, с. 80—81).

Замечательные слова… Как другое шукшинское признание: «Любовь и сострадание, только они наводят на… пронзительную правду» (Шукшин В. Нравственность есть Правда, с. 168). Особенно приложимо это признание к последнему фильму режиссера — «Калине красной». У Шукшина был замысел: после «Степана Разина» снять картину о любви, «жанр». Все-таки кинематограф притягивал к себе писателя Шукшина, режиссер думал с далекой перспективой. «Слушай, — говорил он незадолго до смерти Евгению Лебедеву, — вот еще что: нам надо сделать с тобой фильм».

— Какой? — спросил актер.

— Мы его втроем сделаем: я, ты и Лида (Федосеева.— Ю. Т.). Это тайга, там в избушке живет охотник. Приезжает муж с женой, начинается роман, ревность… Понимаешь? Потом он его убивает.

«Мне предназначалась роль охотника, — вспоминал актер, — но кто кого должен был убить — забыл…» (Лебедев Е. Чувствовал он человека. — В кн.: О Шукшине, с. 244).

Об этом замысле Шукшин разговаривал и с Ульяновым. «Подробности уже забылись, но помню, что действие должно было разворачиваться в сибирской тайге, где живут таежный охотник и его жена; к ним приезжает гость, и с этого все начинается. История на первый взгляд детективная: любовь, ревность, стрельба и прочее. Но, думается, Шукшина здесь интересовала не детективная фабула, а нравственная сторона истории: разговор о праве на любовь и выбор в любви, о праве на свободное человечье общение, не связанное какими-то условиями» (Ульянов М. Сын родной земли, с. 314).

Кинематограф Шукшина нравственно ориентирован. В этом его гуманизм, в этом же — этический урок бескомпромиссной жизни в искусстве. Режиссура — это «большое и умное искусство. Оно предполагает огромный опыт. И режиссерский и собственный актерский» (Шукшин В. Нравственность есть Правда, с. 2/3—274). Так считал Шукшин. Оно же предполагает диалектичность художественного мышления.

Юрий Тюрин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: